«Ревизор» в театре на Малой Бронной. Куда плыть?

На сцене деревянная пристань и несколько лодок. Играет странная сюрреалистическая музыка. Затем загорается приглушенный свет, и мы начинаем различать длинные фигуры в рыбацких плащах. Вдруг одна из них выходит из лодки. Это Городничий и он сообщает пренеприятнейшее известие: к ним едет ревизор.

У Николая Васильевича Гоголя в его комедии место действия было обозначено, как некий уездный городишко, каких много. Этот безымянный городок стал обобщением всей России, с ее вечными грязными разбитыми дорогами, бесчестными чиновниками и некультурными людьми. Но в спектакле Сергея Голомазова очень сложно назвать показанное пространство обобщенным, оно скорее разрозненно. Во-первых, перед нами трансформирующиеся деревянные помосты, словно город находится на воде и постоянно шатается. А жители с опаской перепрыгивают с одного мостика на другой, боясь провалиться в болото.

Во-вторых, в спектакле четко считывается атмосфера 30-х годов 20 века. На это намекают и мундиры чиновников, и заключительная сцена, где Городничий оказывается в кабинете у работника НКВД . Режиссер намеренно изменил время действия, чтобы усугубить общую не особо светлую атмосферу спектакля, ведь за проступки в 30-е годы людей ждало не просто увольнение или ссылка, а арест и даже ресстрел. Из-за этого в конце спектакля у зрителя может даже возникнуть некоторое сострадание к Городничему и его семье, которых так жестоко обманула судьба. В-третьих, у Голомазова присутствует еще одно пространство, в некотором роде сюрреалистическое. Например, когда на сцену под японскую музыку выплывает в кимоно Анна Андреевна (Лариса Парамонова), и сцена на несколько мгновений трансформируется в японский театр Кабуки, где также используются деревянные подмостки. Или момент, когда Хлестаков взбирается все выше и выше на купол здания и вещает оттуда словно новый мессия, а люди внизу благоговейно ему внимают.

Это основные пространства, которые можно выделить в спектакле. Однако дополнительный абсурд добавляет также присутствие классических масок комедии del arte в лице Бобчинского (веселый уморительный Арлекин) — Максим Шуткин и Добчинского (грустный более медлительный Пьеро) — Сергей Кизас. Они отвечают за львиную долю юмористических ситуаций у Голомазова. Есть в спектакле и аллюзии на наше время, например, купец Абдулин (Юрий Тхагалегов), который «толкает» Хлестакову наркотики и выглядит как настоящий мафиози. Такие абсурдные комичные детали вызывают в зале понимающий искренний смех.

"Ревизор" в театре на Малой Бронной. Куда плыть?
Даниил Страхов (Хлестаков) и Городничий (Леонид Каневский)

Так как общее пространство спектакля оказывается такой сборной солянкой, в персонажах также не чувствуется единой гармонии. Городничий (Леонид Каневский) предстает несчастным человеком, который хочет просто спокойной счастливой жизни, где бы было место его любимой рыбалке. И когда он и Анна Андреевна фантазируют о переезде в Петербург, главным для него в мечтах о столице становятся не балы и даже не высокая должность, а редкая рыбешка, которая там есть: «ряпушка и корюшка». Городничий совсем не жалок, но его искренне жаль.

Хлестаков в исполнении Даниила Страхова предстает совершенно потерянным в мире человеком, который плывет по течению и никак не может пристать к берегу, найти свое место в жизни. Он мягок и безволен. Оттого так пронзительно звучит монолог Хлестакова о его «богемной» жизни в Петербурге. Ведь мы знаем, что это пустое хвастовство. Но Хлестаков-Страхов не просто врет со сцены, он понимает, что лжет и ему больно от понимания того, что в реальной жизни он никогда не сможет добиться таких высот в силу своей слабохарактерности.

"Ревизор" в театре на Малой Бронной. Куда плыть?
Даниил Страхов (Хлестаков) и Таисия Ручковская (Марья Антоновна)

По-новому интерпретирован и персонаж Марьи Антоновны (рыжеволосая колдунья Таисия Ручковская). В постановке Голомазова дочь Городничего любит гимнастику, плавание и чтение книг. Занимается она этим потому, что в деревне делать больше и нечего.  И потому она крайне рада присутствию «влиятельного культурного чиновника из Петербурга», на котором она может испытать свои таланты.

Каждый из актеров исполняет свою роль оригинально и очень самобытно, но работают они по одиночке, в постановке не ощущается целостности. Это только подчеркивает потерянность героев, не понимающих, куда плыть в этом царстве плавучих, потопающих в болоте городов? Не на дно же, в конце концов. Но ведь когда уберут с должности Сквозник-Дмухановского, придет же точно такой же коррумпированный городничий. И так будет снова и снова. Потому что ничего не меняется, вопрос остается: что делать, куда идти?

                                     Василина Свиридова

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *