Жизнь или честь? Что бы выбрали вы, если бы обстоятельства вынудили вас? Этот вопрос был главным в жизни многих жителей средневекового города Сейлем. Спектакль «Сейлемские ведьмы» был сыгран 15 октября на сцене Нового Московского Драматического театра.
Сейлем, штат Массачусетс, США. 1692 год. Одна из самых знаменитых охот на ведьм за всю историю. Во всем зале потухает свет. Внезапно на тускло подсвечивающейся сцене появляется дым. С каждой секундой все отчетливее становятся языки пламени, вырывающиеся из туманной завесы. Вокруг разгоревшегося костра собирается несколько девушек, которые ставят на огонь котелок. В этот момент начинается нечто, похожее на шабаш ведьм. Взявшись за руки, юные особы танцуют странные танцы возле костра, а потом и вовсе раздеваются. Безобидным это действо назвать явно сложно. Увидев бесшумно подкравшегося пастора, девушки с криками разбегаются в разные стороны. Одна же из них падает без сознания в руки другой. С этого момента и начинается история процесса над сейлемскими ведьмами.
Девушка, упавшая в обморок – Элизабет Пэррис (Анна Горлова) – дочь нового пастора местной церкви мистера Пэрриса (Сергей Моисеев). С той ночи она практически не приходит в сознание, но, когда это происходит, она начинает истошно кричать, а ее тело приобретает совершенно неестественные формы. На основании этих явлений гости преподобного Пэрриса делают страшный вывод – в Бэтти вселился Дьявол. И виновата в этом, по их мнению, племянница пастора Абигайль Уильямс (Анастасия Безбородова). Они считают, что именно она вызвала нечистую силу, которая теперь владеет душой малышки Бэтти.
Под тяжестью навалившихся на нее обвинений, Абигайль признается в том, что Сатана приходил к ней. Но приходил не один. После этого признания девушке все начинают верить. Она же, пользуясь своим положением, обвиняет в колдовстве ни в чем не повинных людей. Поддерживают ее в этом подруги, бывшие у костра в ту ночь. По их показаниям в этот же день арестовывают 30 женщин. Некоторые из них сразу же приговариваются к смертной казни. Период инквизиции – прекрасная возможность свести старые счеты, оговорив своего неприятеля. Абигайль понимает это и решает не упускать свой шанс. На суде она упоминает имя Элизабет Проктор (Виолетта Давыдовская), супруги Джона Проктора (Михаил Калиничев), любовницей которого она являлась семь месяцев назад.
Узнав о преступной связи, миссис Проктор рассчитала девушку. Джон также перестал встречаться с ней, хотя мисс Уильямс и искала встреч с ним и ответной нежности. Элизабет арестовывают. Чтобы спасти жену и еще не родившегося четвертого ребенка, Джон решает скомпрометировать Абигайль, рассказав об их отношениях судье, за что ему грозит смертная казнь. И его действительно осуждают, но не за прелюбодеяние. Мистер Проктор обвиняется в связи с Дьяволом. И теперь у него лишь два пути: сохранить свою жизнь и потерять честь, признавшись в сделке с Сатаной, или же умереть честным человеком.
Безукоризненная игра актеров держит зрителя в напряжении на протяжении всего действия. Накал страстей передают живые эмоции, ярко выраженные на лицах актеров, их резкие движения, драки, истерики, обезумевшие крики. Аудитория словно погружается в эту атмосферу трагичности и обреченности. Нередко в минуты трагических пауз зрители пытаются дополнить монолог героя, договорить за него. Настолько тяжелое и нервное состояние, которое испытывают персонажи, актеры передают гостям спектакля.
Постоянные посетители театра отмечают истинный профессионализм Михаила Калиничева, чья игра не может никого оставить равнодушным. Из исполнительниц женских ролей зрители по большей части отмечают Анастасию Безбородову, которая вживается в образ распутной и безнравственной Абигайль настолько глубоко, что этот персонаж вызывает искреннее презрение и отторжение своим прегадким характером.
Особое внимание в Новом Драматическом театре уделяется подбору костюмов и гриму. Изысканные мужские костюмы с панталонами и пиджаками в единой цветовой гамме. Изящные женские платья с белыми воротничками и аккуратные чепчики на собранных волосах. Все это составляет картину средневековой Америки, куда зрителей ценой многих усилий и переносит сценическая труппа.
Но профессиональная актерская игра и тщательно подобранные костюмы не являются единственными факторами, заставляющими зрителя в определенные моменты действия буквально задерживать дыхание от волнения. Огромная ответственность ложится на плечи сценографов и светорежиссеров. Их работа делает даже статичные сцены динамичными. Декорации прекрасно описывают быт средневековых американцев, дополняют каждое действие актеров. Световое оформление расставляет акценты в драматических сценах и еще больше захватывает внимание зрителя в особенно важные, решающие моменты непростой истории, в которой волей судьбы оказались обреченные горожане.
Зрители отмечают один минус, который современному человеку достаточно сложно не выделить. «Слишком долгий спектакль. Целых три часа. Он действительно в некоторых моментах очень сильно затянут. Сложно придраться в такой великолепной постановке к чему-либо, кроме ее продолжительности. Безусловно, спектакль очень стоящий, но будь я на месте режиссера, отдельные моменты все же сократила бы», — делится своими мыслями зритель Галина.
Жизнь и честь. При просмотре спектакля мысли, словно по кольцу, возвращаются именно к этой теме. А ведь вопрос по-настоящему философский. Только ответ на него вы вряд ли сможете найти в этом спектакле. Скорее всего, на это уйдут годы, а может, и целая жизнь. Только вот все прочитавшие этот отзыв отвечать будут по-разному. И аргументировать тоже каждый будет по-своему. Но, возможно, вам станет интересно, что в итоге ответил Джон Проктор. Либо вы просто захотите узнать, чем спектакль о ведьмах заслужил того, что несколько минут зал аплодировал актерам стоя и не хотел их отпускать.
Лидия Мисник