Театр на Таганке – это явление в мире театрального искусства, символ эпохи. Шестидесятые годы, когда Юрий Любимов собрал молодых, талантливых, «задиристых» актеров в новый театр, были особенными в нашей истории. Это время так называемой «оттепели», время надежд, ожидания добрых перемен, взлета свободной мысли. Именно тогда появилось большое количество деятелей искусства с почти диссидентскими взглядами. Свободное творчество вышло из «кухонного подполья» и пошло в массы. Поэты-бунтари, непохожие на своих предшественников, стали читать свои стихи не в светских салонах, а на стадионах. Евтушенко, Вознесенский, Рождественский, Ахмадуллина еще раз показали всему миру, что «поэт в России больше, чем поэт». Их стихи были заключенным в стихотворную форму общественным мнением, смелым и звонким. Рядом с поэтами выступали поэты-музыканты: Галич, Окуджава, чуть позже Визбор.
На этом фоне стали появляться театры, которые своим языком, своими средствами говорили о том, что волновало людей. Молодые, возникшие из студийной атмосферы театры, сразу приковали к себе внимание и зрителей, и чиновников. «Современник», руководимый О.Ефремовым, и Театр на Таганке с Ю.Любимовым во главе за короткое время стали лидерами в мире театра. Таганка сразу же поразила зрителей своей смелой социальной заостренностью спектаклей, яркой открытой театральностью, своеобразием актерской игры. Например, спектакль «Десять дней, которые потрясли мир» по книге Д. Рида привлекал зрителей своей интерактивностью, как сказали бы сейчас. Пришедшие в зрительный зал вовлекались актерами в действо. Уже у входа в театр стояли не привычные контролеры, а красногвардейцы, которые нанизывали театральные билеты на штыки винтовок; в фойе театра ходили торговки с бубликами, толпы революционных матросов, солдат. И зритель среди них чувствовал себя участником событий.
Актеры Театра на Таганке умели все: они выполняли сложные акробатические трюки, пели, играли на инструментах, танцевали. И при всем этом они блестяще владели техникой актерского исполнения, были темпераментны, озорны и талантливы. Имена молодых актеров Таганки уже совсем скоро стали легендарными: Владимир Высоцкий, Борис Хмельницкий, Леонид Филатов, Алла Демидова, Вениамин Смехов… Каждый из них был не просто талантливым актером, но личностью. Талант проявлялся во всем, что они делали: сочиняли стихи, песни, писали эпиграммы, басни, снимались в кино, выступали на эстраде.
Конечно, звездой первой величины, украсившей таганскую сцену, был Владимир Высоцкий, актер, поэт, певец. Несмотря на своеобразный неповторимый хриплый голос, его можно назвать певцом, потому что не всегда вокальные данные являются определяющими. Часто человек с прекрасным голосом оставляет равнодушными слушателей, а другой при отсутствии вокальных данных заставляет замирать зал, плакать и смеяться. Таким был Высоцкий. Внутренняя сила, темперамент разрывали его изнутри. Отсюда хрип, переходящий в крик. Приобрести его записи или стихи в те годы было так же невозможно. Высоцкий в театре Любимова играл ведущие роли: Хлопуша, Галилей, Свидригайлов, Лопахин и, конечно, Гамлет. Своеобразное прочтение известных всем образов было убедительным, становилось шедевром и эталоном актерского мастерства. В театр зрители часто шли именно «на Высоцкого».
Театр на Таганке был преимущественно поэтическим. Здесь часто ставились спектакли – композиции, спектакли по стихотворным произведениям. Например, поэма-драма Сергея Есенина «Пугачев» увидела свет рампы именно на Таганке. Спектакль «Послушайте!» по стихам Маяковского представил образ самого поэта, разнообразный, сложный и противоречивый. Поэтому роль Маяковского одновременно играли несколько актеров, показывая, как в увеличительном стекле, какую-то грань его характера.
Спектакль «Антимиры» по стихам Андрея Вознесенского объединил две стихии – поэзии и театра. Сам поэт принимал участие в представлении, органично вписываясь в актерский ансамбль. Со времени постановки спектакля установилась дружба между
Вознесенским и Театром на Таганке.
Слава, культурное и социальное значение театра продолжались до 1980 года. Когда умер Высоцкий, из театра как будто ушла душа. Он тоже начал медленно «умирать». Разлад в труппе, отъезд из страны Ю.Любимова, смерть Леонида Филатова, Бориса Хмельницкого, возвращение Любимова, разделение театра… Все эти события отвлекали от творчества. Театр существует и сегодня, но нет того, неповторимого, мощного, уникального, каким он был в пору своего расцвета. Однако он и сегодня пользуется заслуженной
популярностью.
Театр, как человек, родился, выполнил свою миссию и ушел. Но двадцать лет ярких сценических побед перевернули театральный мир, сделали его другим, более современным, смелым и значительным.