Истинная русская душа. Какая она? Постижима ли она? Может ли русский человек быть счастлив или он обречен на вечные страдания? А может, есть особая категория русских, которым всего хватает и остается только жить в свое удовольствие? На эти вопросы пытались ответить актеры Московского Драматического театра «Сфера» в спектакле «Обращение в слух» по одноименному роману Антона Понизовского.
Софиты затухают. Заполненный зал покрывается темнотой и замолкает. На три стены проектируется видео. Женщина средних лет с глубоким и очень печальным взглядом (Надежда Перцева) рассказывает историю своей жизни, своей личной драмы. «Жили-были жена с мужем». С этих слов и начинается спектакль. Жили-были… Как в сказке, правда? Только вот история эта совсем не сказочная. И хэппи-энда в ней нет. Эта женщина незаконнорожденная. Когда отец бросил ее мать с младенцем на руках, женщина с ребенком начала блуждать по свету в поисках пристанища. А потом и этих пристанищ не стало. Девочка оказалась в детдоме, но спустя несколько лет отыскала свою маму. Они остались во всем мире совсем одни, никому не нужные, лишние. А потом ушла и мать.
И вот человек остается на Земле и бьется с целым светом один на один. А выдержит ли? Видео заканчивается, и софиты освещают самый центр богато украшенной сцены, где и происходит основное действие. Горнолыжный склон в Швейцарии. Здесь, в теплой комнате за роскошным столом сидят муж (Сергей Рудзевич) с женой (Мария Аврамкова) в дорогих костюмах, молодой человек, автор всех снятых видео (Дмитрий Бероев), и молчаливая девушка лет двадцати (Софья Реснянская), которая лишь изредка вставляет свои реплики в непрекращающуюся дискуссию своих знакомых. А спор у них завязывается по-настоящему философский. Что есть русская душа? И вот смотрят они эти видео, исповеди настоящих людей, русского народа, смотрят и оценивают с высоты своего полета. А ведь среди них нет им подобных, тех, кто купается в золоте и мехах.
Обыкновенные люди с обыкновенными жизненными драмами. Одна женщина (Ирина Мреженова) рассказывает о том, как всю жизнь нежно и страстно любила лишь одного человека. Но судьба не позволила им быть вместе, и она, повинуясь течению, которое вынесло ее в совершенно иное русло, вынуждена была прожить всю жизнь с нелюбимым. И ее осуждают за это. Осуждают эти самые люди, которые беспечно нежатся в роскоши и вряд ли имеют какое-либо представление об истинных чувствах и о том, чем живут люди, ниже их по статусу. Свою историю рассказывает молодой человек (Алексей Суренский), переехавший из родной глубинки в столицу.
Волей случая он становится стриптизером. Рассказывая об этом, он не выражает ни капли грусти или сожаления. Наоборот, он наслаждается тем, чем занимается. Но и его осуждают за его моральное падение. Все, кроме Лели, той самой молчаливой девушки, которая, кажется, единственная не просто слушает этих людей. Она их слышит и понимает. Она сочувствует тем, кто в этом нуждается. А ведь можно же отбросить те искренние эмоции, которые выражают эти люди, их наполненные слезами или искрящиеся чистым восторгом глаза. Можно не обращать внимания на тон, с которым они произносят свои монологи, и паузы, которые делают, чтобы перевести дух. Можно просто слушать текст, простое жизнеописание, а затем по-своему его интерпретировать. Именно это и делают богатые постояльцы отеля.
Как не похожи друг на друга люди на сцене и на видео! И у кого же из них по-настоящему русская душа? Так сложно ответить. Что она такое, эта мифическая русская душа? Наверное, мы никогда не узнаем. Мы можем лишь рассуждать о многообразии русского народа и его поразительной силе духа. Что и делает мужчина из последнего видео (Сергей Загорельский). Он работал врачом в годы Афганской войны. В больницу привозили людей с оторванными конечностями. И вот однажды к нему привезли молодого человека, который полностью лишился ног. Он, разумеется, не мог ни сидеть, ни стоять. Лежал и рассказывал врачу анекдоты. А что делать? Жить-то надо. И он действительно жил и был по-настоящему счастлив, гораздо больше, чем те, у кого все есть, но этого не ценит. Это рассказ о невероятной силе духа, о том, что, потеряв, можно обрести гораздо больше, что жизнь или существование – это выбор, который делает каждый сам для себя.
Постижима ли русская душа? Вряд ли. Но почему-то хочется снова и снова прокручивать в голове кадры тех видео, на которых происходит реальная исповедь, произносимая реальными людьми, ведь в эти минуты зритель забывает, что перед ним актеры. Забывает потому, что все эти истории близки каждому человеку, в чьих жилах течет русская кровь. Вряд ли можно найти более реалистичный спектакль. Это не игра, а сама жизнь, без цензуры и авторских приуменьшений. Этот спектакль, как и книга, не изживет себя, ведь единственное, что мы точно можем сказать о русской душе – то, что она неизменна.
Лидия Мисник